Посмотрев в интернете на умельцев, которые делают разные самоделки из гироскутеров, решил переделать бензиновый скутера Honda Tact AF16 в электроскутер. Для этого приобрёл на Авито б/у гироскутер с колесами диаметром 6,5 дюймов (17 см). В планах два мотор-колеса от гироскутера объединить в одно заднее колесо для скутера, но об этом подробнее в статье. Также для себя я определил, что в конструкции скутера не будут проводится никаких изменений или они будут минимальны, чтобы при необходимости можно было установить обратно бензиновый двигатель.
Для переделки Honda Tact AF16 в электроскутер было дополнительно куплено:
- Электронная ручка газа (Ссылка на товар);
- Преобразователь напряжения с 15-50 вольт в 12 вольт (Ссылка на товар);
- Колесо от скутера Honda (для переделки);
- Программатор ST-Link (Ссылка на товар);
- Стальной лист размером 250х250 мм, толщина стали 3-4 мм;
- Профильная труба 50х25х2мм – 2 метра (для сборки задней вилки);
- Сайлентблок – 2шт. (наружный диаметр 30 мм, внутренний диаметр 10 мм, длина 35 мм).
Постараюсь рассказать весь процесс подробно с фото и по шагам.
Шаг 1. Подготовка скутера (разбор)
Я начал с подготовки скутера. Убрал только двигатель с колесом и ручку газа с тросиком, остальные части скутера были оставлены на своих местах. Все провода и шланчики притянул к раме пластиковыми стяжками. Вдруг захочется поставить на скутер обратно бензиновый двигатель, то сделать это будет не сложно.
Скутер готов к модернизации)
Шаг 2. Разборка гироскутера на запчасти
Далее приступил к разборке гироскутера. Из инструментов использовал шуруповерт, отвертку и шестигранник.
Чтобы ничего не замкнуть сразу отключил батарею, для этого разомкнул разъём XT60 (разъём желтого цвета). Далее приступил к отключению всех остальных разъёмов и снятию плат.
Чтобы снять мотор-колеса нужно сначала открутить платы “гироскопов”. Мотор-колеса прикручены болтами под шестигранник.
Далее открутил главную плату контроллера гироскутера, я буду её использовать для управления электроскутером.
Крепление мотор-колес (с резьбой) мне тоже пригодится, об этом подробнее расскажу при изготовлении задней вилки для скутера.
Кнопку включения и гнездо зарядки тоже отсоединил от корпуса гироскутера, они нам тоже пригодятся.
Сразу подготовил мотор-колеса для переделки, для этого разобрал их и снял резиновую покрышку.
На этом разбор гироскутера окончен, переходим к самому интересному – сборке сдвоенного мотор-колеса из двух гироскутерных колес.
Шаг 3. Сборка сдвоенного мотор-колеса
Перед сборкой я отрисовал 3D модель сдвоенного мотор-колеса, чтобы было понимание что получится в итоге. (Чертежи деталей с расположением отверстий можно скачать по Ссылке). Сделал общую схему на сдвоенное мотор-колесо из гироскутерных колес:
Два мотор-колеса от гироскутера были соединены так, чтобы магниты были в одних плоскостях. Тогда датчики Холла в таком сдвоенном колесе будут работать корректно.
Датчики Холла в мотор-колесе отвечают за правильное чередование фаз и обеспечивают вращение мотора.
Итак переходим к самому процессу. Первым делом я удалил лишние детали из колеса от скутера, оставив только небольшие пластины для дальнейшего закрепления.
Потом из квадратного листа металла толщиной 3мм на токарном станке мне вырезали ровный круг диаметром 225мм. И для удобства разметили внутренний диаметр для отверстий и центр круга по чертежу. Вот такая заготовка получилась:
Далее в круге просверлил все отверстия сверлом диаметром 6мм.
Чтобы придать вид металлическому кругу примерно как на чертежах, разметил карандашом вырезы с шагом 120 градусов. Потом отпилил все это болгаркой.
Далее просверлил в каждом мотор-колесе центральное отверстия диаметром 6мм. Соединил каждое мотор колесо с кругом по центру болтом М6 с гайкой, чтобы можно было точно просверлить (перенести) все остальные отверстия.
Перед просверливанием отверстий проклеил все магниты малярным скотчем, чтобы потом было проще почистить от стружки колесо.
В первом мотор колесе все отверстия просверлил диаметром 6мм, во втором колесе отверcтия просверлил сверлом диаметром 5мм, чтобы можно было нарезать резьбу для соединения колес между собой болтами.
Для удобства работы снял покрышку с колеса скутера, и приступил к установке основания для крепления мотор-колес. Основание к ободу колеса скутера было принято крепить при помощи стальных вытяжных заклепок диаметром 4,0мм. Весь процесс на фото ниже.
Далее приступил к финальной сборке сдвоенного мотор-колеса. Для герметизации отверстий использовал высокотемпературный герметик. Шляпки у болтов М6 подрезал болгаркой на 2мм, чтобы обмотка статора не цеплялась за них.
В итоге я собрал сдвоенное мотор-колесо из гироскутерных колес, результат меня вдохновил на дальнейшую работу. Перехожу к изготовлению задней вилки для электроскутера.
Шаг 4. Изготовление задней вилки для электроскутера
Для изготовления задней вилки была куплена профильная труба прямоугольного сечения 50х25х2мм в строительном магазине. Круглую стальную трубу диам. 35мм нашел в гараже. Сайлентблоки 30х35х10мм (2 шт.) купил в магазине запчастей для мототехники. 3D модель задней вилки также предварительно отрисовал на компе, чертежи деталей с основными размерами можете скачать по Ссылке.
Порезал трубы на необходимые детали согласно чертежей. Разложил все детали перед сваркой.
Сварщик я не профессиональный, поэтому идеальных сварных швов в этой статье не увидите)
После сварки зашлифовал все швы и начал забивать сайлентблоки в круглую трубу с двух сторон.
Далее установил заднюю вилку на скутер и разметил место крепления амортизатора, чтобы правильно приварить проушину.
Проушины на вилку приварил с двух сторон, чтобы при необходимости можно было поставить второй амортизатор. Но думаю можно будет кататься и на одном амортизаторе.
Далее приварил к задней вилке половинки стальных креплений мотор-колес, которые были получены при разборке гироскутера.
Следующим шагом просверлил сквозные отверстия в трубе 50х25х2мм, сверлил их через отверстия в приваренных креплениях для мотор-колес.
Основная часть изготовления задней вилки закончена, приступаю к окрашиванию в чёрный цвет (эмаль по ржавчине).
Ещё для закрепления колес выпилил вторую половинку крепления из основания гироскутера. В этой половинке имеются отверстия с резьбой.
Теперь жду пока задняя вилка высохнет и буду приступать к установке на скутер.
Шаг 5. Установка задней вилки и мотор-колеса на скутер
Ну что, приступаем к установке задней вилки на скутер. Болт для крепления вилки использовал “родной”, от бензинового двигателя. С другой стороны зафиксировал болт гайкой с шайбой.
Сразу решил сделать ещё брызговик из подручных средств, для этого использовал пластиковую ёмкость от тосола.
Потом просверлил по два отверстия снизу и сверху брызговика, и покрасил черной краской.
Полученный брызговик закрепил одной стороной в районе бензобака, а вторую сторону закрепил пластиковыми стяжками к передней части задней вилки.
Теперь можно установить мотор колесо на заднюю вилку.
Ниже фото элементов крепления мотор-колеса.
Зафиксировал мотор-колесо установив снизу половинку крепления на каждую ось, притянув её одним болтом М8х90мм и двумя болтами М8х40мм с каждой стороны.
Задняя вилка и сдвоенное мотор-колесо установлены, можно приступать к электронике.
Шаг 6. Прошивка платы гироскутера для управления ручкой газа
Процесс прошивки и подготовки платы контроллера от гироскутера я описал в отдельной статье, чтобы данная статья не была слишком большой;) Ссылка на статью “Прошивка платы гироскутера для управления ручкой газа”.
Шаг 7. Устройство платы в защитный короб
Для размещения платы контроллера от гироскутера использовал распределительную коробку размером 200х140х75мм. Плату контроллера в распредкоробке прикрепил хомутами.
Кнопку включения и переключатель для перепрошивки платы расположил на верхней крышки распределительной коробки. Гнездо зарядки установил сбоку на распредкоробке.
Шаг 8. Удлинение проводов от мотор-колеса
На мотор-колесах от гироскутера были короткие провода, поэтому пришлось их удлинить припаяв длинные провода без разборки колес. Места спайки защитил термоусадкой для проводов.
Все провода от колеса проложил в пластиковой гофре и вывел их в пространство под сиденьем скутера, в котором будет располагаться в дальнейшем плата контроллера и аккумулятор. Пластиковую гофру прикрепил вдоль задней вилки при помощи пластиковых стяжек.
Шаг 9. Установка электронной ручки газа на скутер
На место механической ручки газа установил электрическую ручку газа с вольтметром и кнопкой электронного тормоза (ещё при двойном нажатии этой кнопки можно будет включить задний ход). Ссылка на магазин, где я покупал ручку газа.
Провод ручки газа пропустил по раме скутера и вывел в отсек под сиденьем.
Шаг 11. Подключение электроники / Проверка работы
Наконец-то пришло время проверить работу прошивки и мотор-колеса. Приступаю к подключению электроники. Соединил все провода к плате контроллера и установил аккумулятор от гироскутера (36В).
Проверка подключения электропитания к плате контроллера при помощи вольтметра.
Далее чтобы мотор-колесо начало крутится и элементы управления корректно работали, необходимо произвести “вход в режим калибровки” и выполнить калибровку:
- Нажимаем и отпускаем кнопку питания контроллера;
- Сразу после звукового сигнала зажимаем кнопку и ждём многотональный звуковой сигнал;
- Теперь отпускаем кнопку и дожидаемся короткого гудка высокого тона (входим в режим калибровки);
- Крутим пару раз полностью ручку газа и отпускаем;
- Нажимаем пару раз на кнопку тормоза и отпускаем;
- Нажимаем и отпускаем кнопку выключения контроллера (выходим из режима калибровки);
- Перезагружаем контроллер и проверяем работу ручки газа и электронного тормоза. Всё!
Включаю снова плату контроллера. Кручу ручку газа. Ура! Все заработало с первого раза) Подключаю отдельное питание на скутере для освещения и поворотников, и буду проверять его на дороге.
Шаг 12. Отдельное электропитание для осветительных приборов
Я решил сделать электропитание для осветительных приборов, поворотников отдельно, чтобы ничего не переделывать в электропроводки скутера. Для этого я приобрел преобразователь напряжения (преобразует напряжение с 15-50 вольт в 12 вольт – Ссылка на товар) и буду использовать отдельную аккумуляторную батарею 36В от гироскутера для питания всех приборов.
Устанавливать дополнительный аккумулятор и преобразователь буду в переднем отсеке на скутере.
Прокинул двухжильный провод по раме для питания электропроводки скутера до переднего отсека (провод подключил к клеммам для аккумулятора 12В).
В отсеке прикрутил по центру преобразователь напряжения. Слева в нишу установил аккумулятор.
Проверил все приборы, работает отлично. Как долго будет хватать данной батареи буду проверять по факту.
Шаг 11. Установка пластиковых деталей на скутер / Результат
По установке пластиковых деталей ничего описывать не буду, всё и так понятно.
Ну поехали!
Результатом очень доволен) Электроскутер Honda Tact AF16 едет бесшумно, скорость по сельской дороге 15 км/ч, по асфальтированной дороге 20 км/ч. Эти показатели получил на аккумуляторной батареи от гироскутера 36 вольт. Дальность хода на такой батарее 2 километра.
Также у меня имеется аккумуляторная батарея 48В (13s3p), на такой батареи скорость по сельской дороге 30 км/ч, по асфальтированной дороге 40 км/ч. Дальность хода 5-6 километров.
Получился вполне хороший электроскутер. По затратам вышло около 6000 руб.
Видео по сборке данного электроскутера:
Также можете подписаться на наши сообщества, чтобы не пропустить новые статьи и видео о самоделках:
YouTube – https://www.youtube.com/channel/UC_Mn3T_amfE4JfvOUYtgOaw
Яндекс-Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5e1e2c02f73d9d00af63964f
RuTube – https://rutube.ru/channel/23770098/
Группа в контакте – https://vk.com/samodelofru